Статья написана для фотошколы Макроклуба. Серия : Практика. Виртуальные мастер — классы.
Грибы это удивительный и непредсказуемый мир, как для изучения так и для съемки — неисчерпаемая и любимая фотографами тема.
В съемке грибов можно отчетливо проследить два направления – съемка “на паспорт”, для микологических сайтов, журналов и изданий, а так же для определения вида, и художественная съемка, где можно пренебречь требованиями реализма и снимать как подсказывает ваш художественный вкус . Ни в коем случае не хочу навязывать никаких шаблонов и штампов, просто расскажу про основные моменты съемок грибного царства.
Итак — съемка «на паспорт»
Данный вид съемки включает в себя общий вид гриба, по возможности с биоценозом — то есть желательно с хорошо проработанным задними и передними планами, покровом почвы и растительностью. Прежде всего, хочу сказать, что всё написанное ниже относится к съёмке зеркальными камерами. Мобилография и съемка цифрокомпактом не рассматриваются, хотя конечно и такая съемка имеет право на существование. Есть очень много успешных фотографов — грибников которые снимают на цифрокомпакты и получают замечательные результаты но это личное дело каждого. Могу сказать только одно — не снимайте в полностью автоматическом режиме, используйте приоритет диафрагмы и даже с цифрокомпактом можно получить отличные результаты.
Что можно снять? Всё!
Наверное, самое главное правило съемки — cтарайтесь, чтобы солнце, даже в пасмурный день, находилось или непосредственно за вашей спиной или светило из-за спины под углами порядка 30…60 градусов слева или справа, относительно снимаемого объекта. В последнем случае, за счет появления теней лучше передается объем и фактура гриба
Важно правильно передать цвет шляпки и ножки, уделить внимание макропризнакам. К макропризнакам грибов относится съемка основания ножки, сама ножка, чтобы можно было рассмотреть структуру или рисунок, если он есть, кольцо или юбку, если есть, пластинки, рисунок или пятнышки на шляпке. Зубчатый край гименофора, пластинки гименофора, трубчатый гименофор, место соединение гименофора с ножкой. Для определения вида трутовиков очень важно фотографировать гименофор, наложив на него линейку с миллиметровыми делениями, чтобы можно было произвести расчёт — сколько пор приходится на один миллиметр. Для этого считаем, сколько пор приходится на один сантиметр, и делим на 10. Вообще, размеры грибов также имеют большое значение в определении, поэтому линейка рядом не возбраняется. За её отсутствием можно использовать зажигалку или спичечный коробок. Но всё таки лучше использовать естественные предметы, например шишки, хвойные иголки или листья.
Для полной картины можно сфотографировать рисунок и цвет спор. Для этого берём белый лист хорошей бумаги формата А4 и кладём на неё гриб с отрезанной под корень ножкой, гименофором вниз. Закрываем его на сутки банкой или тарелкой. Фотографируем получившийся рисунок выпавших спор обычным способом, со штатива, без вспышки, при дневном освещении, что очень важно для передачи цвета спор.
Никому не советую снимать грибы с высоты роста — ничего приемлемого при такой съемке не получится. В первую очередь сразу забудем про вспышку. Только штатив, или заменяющие его приспособления. Грибы существа довольно медлительные, никуда не убегут, поэтому не торопясь раскладываем и устанавливаем штатив.
Штатив для съемки грибов должен обладать кроме устойчивости одной немаловажной функцией — возможностью съемки от земли, то есть на максимально возможном приближении корпуса аппарата к земле. Это может быть достигнуто двумя типами штативов. Первый тип штатива не имеет центральной штанги и нижней связки ног, что позволяет расправить их под углом практически 180 градусов и надежно зафиксировать аппарат максимально низко. Второй тип штативов позволяет закрепить аппарат вниз головой на нижнем конце центральной штанги. В этом случае аппарат так же будет максимально приближен к земле, но фотографии придется вращать на 180 градусов в фотошопе или самой камере. Можно обойтись и без штатива, используя, например, мешочек с крупой, размещая и фиксируя на нём аппарат. Выдержки при съемке грибов на паспорт будут весьма большими — тёмный лес, зажатая диафрагма, поэтому очень важна надежная фиксация аппарата.
Так же важно выбрать правильный объектив. Для съемки грибов я пользуюсь двумя объективами с фиксированным фокусными расстояниями 50 и 100 мм. Крупные грибы снимаю на 50 мм. Если снимать на 100 мм большой гриб, то приходится пятиться назад, расчищая дорогу к грибу, чтобы ничего не мешало. Мелкие грибы можно с успехом снимать и на 100 мм. Подойдёт и качественный зум — объектив. «Китовые» объективы, идущие с зеркалкой в качестве заглушки байонета, лучше не использовать — качество никакое. Если у Вас объектив имеет стабилизатор, то при съёмке со штатива его лучше отключить. Очень удобно использовать кольцо для объектива со штативной лапкой — данное приспособление позволяет очень быстро переходить к вертикальному кадру и обратно.
Для съемки миксомицетов нацепляю на объектив макроконвертер Raynox DCR 250. Его использование обеспечивает высокое качество увеличения, не сравнимое с одинарной линзой. Простота крепления на резьбу объектива весьма удобна. И ещё один большой плюс — не загрязняется матрица. Возможно использование макроколец, но обязательно с контактами, которые обеспечат работу диафрагмы. Хороши макрокольца фирмы Kenko. Но я противник макроколец, так как они нарушают оптическую схему объектива и при снятии\установке происходит загрязнение матрицы.
Вообще съемка миксомицетов это отдельная тема. Их практически всегда, за исключением художественной съемки, приходится снимать со стекингом. Для этого нужны надежные и качественные макрорельсы. К макрорельсам необходим дистанционный проводной или беспроводной пульт. Он поможет избежать лишних сотрясений аппарата.В качестве осветителя иногда использую светодиодное кольцо. Но оно приемлемо лишь в том случае, если поверхность грибов не бликует. Иначе получим на объекте ореол из светодиодных точек. Совсем недавно купил осветитель «Горыныч» DV-3A с тремя светодиодными осветителями на гибких шлангах. Первые испытания показали, что это весьма нужная вещь, как при съемке небольших объектов, так и макропейзажей.
Чтобы качественно снять гриб, сначала нужно подготовить место съемки — убрать все мешающие травинки, очистить будущий кадр от мусора. Срезать травинки нужно так, чтобы в кадр не попали места срезов и не испортили общий вид.
Есть еще одна неприятная вещь, так называемая «небесная засветка», когда свет от неба отражается на поверхности гриба. От такой засветки могут получиться пересветы, искажающие цвет шляпки. Бороться с этим можно и нужно, прикрывая гриб изолоновым рассеивателем или снимая в полной тени под покровом леса.
Вообще у каждого макрофотографа должен быть набор различных рассеивателей\отражателей. Начиная с простейшего листа бумаги А4 до фольгированного изолона или китайских складных круглых отражателей. Прикрывая гриб от солнечного света и одновременно подсвечивая его отражателем, можно добиться идеальной передачи цвета и фактуры. Иногда просто необходимо в тени леса подсветить ножку или гименофор гриба. С помощью листа бумаги или отражателя это можно сделать очень просто, размещая отражатель под объективом камеры и направляя его рукой. Хорошо зарекомендовал себя простейший отражатель, представляющий из себя круглый или прямоугольный кусок фольгированного изолона, с отверстием в центре по размеру объектива. Фольгированная сторона осуществляет жесткую подсветку, белая — более мягкую.
Никогда не завышайте ISO на своей камере. Даже на полупрофессиональные зеркалках больше 200-300 использовать не нужно. А на зеркалках начального уровня только 100 и не больше. Последствия завышенных ISO — цифровой шум и зернистый фон нисколько не украсят ваш снимок.
К слову сказать, у самих микологов всё гораздо серьёзнее, у них для определения очень важны микропризнаки — видимые только под микроскопом с большим увеличением половые органы гриба клетки и споры. Есть даже любители, снимающие микропризнаки на металлографический и даже электронный микроскоп. Например эти фото уважаемого московского грибника Андрея Смирнова с его сайта. Фото спор, снятых на электронный микроскоп в центре.
По ним можно с очень большой вероятностью точно определить вид. Например, с помощью микропризнаков на форуме точно определены не меньше двух десятков видов! И даже с помощью спор разрешали споры (тавтология :)) о видовой принадлежности грибов. В последнее время активно применяется определение генетических признаков по анализу ДНК, что приводит к постоянному переписыванию списков видов и ключей.
Фото Андрея Смирнова. Пример микропризнаков — базидии гриба:
Фото Андрея Смирнова. Пример микропризнаков — аски гриба:
Фото Андрея Смирнова. Пример микропризнаков — споры гриба:
Художественная съемка грибов
В этом разделе можно дать всего лишь один совет — снимайте, как душа пожелает! В отличие от съёмки «на паспорт», советом снимать спиной к солнцу, можно и нужно пренебречь. Очень интересные работы получаются именно в контровом свете. В последнее время на Макроклубе появились очень неплохие художественные кадры, где грибы выступают в главной роли или являются составляющей частью сюжета.
Основную роль в художественной макросъемке, конечно же играет свет, но где его взять в тёмном лесу? Тут и может пригодиться вспышка, как встроенная, так и внешняя. С нехитрыми приспособлениями в виде отражателей или направляющих света — например, насадками на вспышку снут и грид, (в переводе с английского grid or honeycomb – ячейки, соты), можно получить удивительно красивые кадры. В тени леса в солнечный день всегда можно найти участки, освещенные солнечным светом, даже в тёмном лесу. А если случайно пробившийся лучик солнца падает на пенёк с грибами, это вообще удача — шедевры не заставят себя долго ждать. Насчёт объективов также нет никаких правил. Интересно снимать грибы и макропейзажи супершириком «рыбий глаз». Можно попробовать творческие объективы типа Tilt/Shift (вращение/сдвиг) и софт-фокусную оптику. Снимать лучше на полностью открытой, или чуть зажатой диафрагме, чтобы получить интересный фон.
Никогда не проходите мимо грибных курьезов — необычного вида обычных грибов. Это могут быть различные повреждения травой или насекомыми, которые придают грибу схожесть с какой — то частью тела человека или известной эмблемой, да и просто интересные и необычные формы.
В заключение хочу немного коснуться техники безопасности.
Не буду повторяться про одежду, мази и спреи от насекомых, это общеизвестно — просто дам несколько полезных советов.
1. Никогда не снимайте во время дождя: все заверения о «водонепроницаемости «камер — миф. Если конечно у Вас не подводная камера, или камера в аквабоксе. Попадание влаги в аппарат, даже в небольшом количестве, может полностью вывести его из строя. При крайней необходимости снимайте под зонтиком.
2. Обращайте особое внимание при смене объектива или установке колец, чтобы в воздухе не было пыли или пуха от различных растений. Особенно следите, чтобы в аппарат не попали насекомые — клещи или комары. Лучше всего производить данную процедуру в большом полиэтиленовом пакете c отверстиями для рук, помещая туда аппарат и объективы. Или использовать (если у кого сохранился) рукав для перезарядки плёнки. Матрица будет намного чище.
3. Если вы пользуетесь мазями и кремами от насекомых и клещей, никогда не мажьте и не распыляйте их на пальцы рук — многие кремы и аэрозоли при попадании на пластмассу фототехники могут её необратимо расплавить.
4. Избегайте мест скопления клещей — в глухом темном лесу или светлом смешанном, их почти нет. Массовые скопления клещей наблюдаются на опушках и просеках — очень опасны заросли малинника. Хотя вероятность поймать клеща есть везде. Поэтому проверять одежду нужно постоянно. Никогда не ходите по кабаньим и лосиным тропам, даже не пересекайте их — это места наивысшей концентрации клещей.
5. Никогда не давите клещей и не берите их руками. Собирайте их с одежды в герметично закрывающуюся баночку, стряхивая их в неё с одежды.
… Всё по- делу и правильно! Да, и с «черепахой»- поздравляю!
Глазам своим не верю кто зашёл! Спасибо!!!
Хорошая статья! Прямо энциклопедическая!
Она у тебя родилась после бессонных ночей по собиранию фото грибов для энциклопедии? :)
Миша, эта статья писалась два месяца она предназначена для школы Макроклуба.
Спасибо за прекрасную статью!
Отлично всё изложил! Многое понял для себя. Снимки- чудо, как хороши!
Серёг, спасибо.
Здравствуйте . Вы используете макрообьективы 50 и 100 или обычные ?